Санитарно защитная зона от железной дороги

Статья 39. Санитарно-защитные зоны железных дорог

Статья 39. Санитарно-защитные зоны железных дорог

Регламентирующий документ.

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», п. 8.20.

Порядок установления и размеры.

Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СП 51.13330, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.

Режим использования территории.

В санитарно-защитных зонах, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено.

Расстояние от ЛЭП до жилого дома: возможный вред здоровью и безопасный норматив СанПиН

При строительстве зданий поблизости от расположения высоковольтной линии электропередачи следует выдерживать безопасное расстояние от ЛЭП до жилого дома согласно нормам СанПиН и СНиП. Ограничения устанавливаются строительными стандартами и контролируются санитарными инспекторами. Немаловажное значение для расстояния между жилым домом и ЛЭП имеют правила пожарной безопасности.

Электроснабжение городов

Вред для здоровья

ЛЭП – это высоковольтная линия электропередачи, представляющая собой главный компонент энергетической системы. Наиболее распространенным вариантом является воздушный способ размещения проводов.

Опасность электромагнитных волн для здоровья вполне реальна, поэтому не нужно возводить здания очень близко к ЛЭП и опорам воздушных линий электропередачи (ВЛ). С целью защиты здоровья людей от негативного воздействия электрополей создаются санитарно-охранные зоны.

Приобретая жилье, следует знать, какое расстояние и сколько метров должно быть от опоры или столба электролинии до дома.

Рядом с электростанцией

Возможные недуги

Учеными было доказано отрицательное воздействие электрических и магнитных полей ЛЭП на общее состояние и здоровье. В 60-х годах ими проводилась исследовательская работа, в ходе которой у лиц, живших в квартирах поблизости от ЛЭП, отмечался ряд недомоганий следующего характера:

  • высокая общая утомляемость;
  • раздражительность;
  • депрессивные состояния;
  • частые головные боли;
  • слабый мышечный тонус;
  • нарушения в работе сердечно-сосудистой системы;
  • проблемы с памятью;
  • бессонница.

Список физиологических расстройств можно продолжать бесконечно. Зарубежные ученые выявили, что дети, живущие на расстоянии менее 150 метров от электролинии, в 2 раза чаще страдают лейкемией, и почти у каждого из них имеются проблемы с ЦНС.

Около города

Доказан и тот факт, что чувствительность к электрическим и магнитным полям у каждого человека разная. Повышенную восприимчивость к электроизлучению называют электрической аллергией. Таким образом, один человек будет непрерывно ощущать на себе негативное воздействие ЛЭП, тогда как другой не почувствует никаких недомоганий.

В группу риска входят беременные женщины, лица, страдающие аллергией и нервными недугами, дети. Чем дольше находится человек в области действия электрополей, тем к более тяжелым последствиям это приводит. Страдают все жизненно важные системы: иммунная, половая, гематологическая, нервная, эндокринная, сердечная, сосудистая. Более того, резко возрастает риск онкологии.

Системы организма Явный вред Скрытый вред
Нервная Апатия, раздражительность Истощение
Иммунная Частые простуды Понижение уровня лимфоцитов

Разновидности опор

Когда напряжение опасно

Напряжение в линиях электропередачи бывает опасным и безопасным. Существует связь между дальностью действия электрополя, вырабатываемого ЛЭП, и мощностью этой линии.

Опора линии электропередачи

Эти величины прямо пропорциональны. Чтобы рассчитать напряжение, нужно учесть, что общее количество проводов в связующей одной фазы бывает разным. Напряжение бывает:

  • 2 провода – 330 кВ;
  • 3 провода – 500 кВ;
  • наличие 4 проводов свидетельствует о напряжении в 750 кВ.

С целью обезопасить людей от негативных побочных эффектов были предписаны нормы ПУЭ (Правила устройства электроустановок) для дистанции от дома до ЛЭП, которые следует выполнять при возведении жилого дома и стройке нежилых общественных зданий. При покупке участка вблизи линии электропередачи следует соблюдать разрешенное расстояние.

Безопасное расстояние от ЛЭП до жилых территорий

Нормы предписывают безопасное расстояние от ЛЭП, когда вдоль нее должны быть созданы санитарно-защитные зоны, тип которых имеет тесную связь со степенью напряжения сети.

Размеры охранной зоны и ее удаленность от опоры линии электропередачи

При возведении строений в непосредственной близости от линии электропередачи предусматривается расстояние:

ВЛ (воздушная линия) напряжением 6 кВ и даже 10 кВ для человека считается безопасной согласно СанПиН 2971-84. Это соответствует и нормативам Европы.

Охранная зона

Для более корректного определения допустимых границ делают условную перпендикулярную проекцию на поверхность земли от боковых проводов ЛЭП. Представленные показатели напряжения лучше умножить на 10: это повысит степень защищенности.

Полностью безопасным будет минимальное расстояние в 100 метров. Во время непогоды в атмосферу производится выброс дополнительного количества противоположно заряженных ионов, а это приводит к разрастанию электромагнитного поля и захождению его на безопасные территории.

Диаграмма распространения электромагнитных волн

Таким образом, чем больше напряжение электролинии, тем дальше должен находиться жилой дом. В санитарно-охранной зоне, а также возле опор не должно быть гаражей, заборов и прочих конструкций. Более того, на этих территориях не сажают деревьев.

Воздушные линии не должны проходить над детскими учреждениями, учебными заведениями, жилыми строениями. Исключение составляют строения производственного назначения первого и второго уровней огнестойкости согласно стандартам противопожарной безопасности.

На видео ниже эксперты высказывают свое мнение по данному вопросу.

Удаленность ЛЭП от строений условна и предполагает безопасное размещение людей от линии электропередачи. Предусмотренное расстояние от ЛЭП до многоквартирного жилого дома не гарантирует полной защиты от вредного влияния электромагнитного излучения.

Охранная зона ЛЭП согласно нормативам СанПиН 2971-84

Если электрокабель прокладывается под землей, то размер безопасной площади сокращается. Вдоль подземной электрической прокладки предусматривается дистанция, составляющая один метр по обе стороны от крайних кабелей.

Однако перенос ЛЭП под землю представляет собой достаточно дорогостоящее мероприятие. Оно дороже воздушного варианта в два, а то и в три раза, поэтому на данный момент подземный вариант используется редко.

Подземные способы размещения кабеля используются преимущественно в крупных городах. В данном варианте провода прокладывают в траншее, поместив их в блоки или тоннели, углубляемые до одного метра. Кроме того, должен быть обеспечен доступ к подземным линиям на случай аварийной ситуации.

Схема подключения к воздушной линии

Какие есть дополнительные способы защиты

Чтобы повысить защиту от вредоносного действия полей, вырабатываемых ЛЭП, предусмотрены дополнительные варианты защиты. К ним относят:

  1. Экранирующие приспособления для напряжения от 10 кВ.
  2. Кровлю, произведенную из металлочерепицы или профлиста, следует заземлять. Крышу заземляют только в случае малого расстояния от нее до ЛЭП.
  3. Наличие арматурной сетки – такой, которая закладывается в железобетонные стены.

В настоящее время официально не подтвержден факт вредоносного воздействия ЛЭП на здоровье человека. В России такие исследования не проводились. Но это не означает, что проблемы не существует.

Зона возможного поражения при аварии

Согласно наблюдениям зарубежных ученых, огромное количество людей, которые живут или работают в непосредственной близости от высоковольтных конструкций, испытывают на себе их отрицательное влияние, они часто испытывают недомогание. Кроме того, возрастает риск нервных недомоганий и развития онкологических заболеваний.

Санитарно-охранные зоны

Охранные зоны рядом с ЛЭП фиксируются при согласовании с требованиями Ростехнадзора. Границы охранных территорий отмечают в Госкадастре. Приобретая землю или жилье, требуется тщательно изучать кадастровую документацию, чтобы впоследствии избежать неприятных факторов.

Маркировка территории осуществляется с применением табличек, устанавливаемых на опорных конструкциях линии электропередачи на расстоянии 250 метров друг от друга. На табличках указываются размер зоны, мощность линии в кВт и контактная информация хозяина ЛЭП.

Варианты столбов

На территории санитарно-охранной зоны запрещается:

  • запускать посторонние предметы, к примеру, воздушные змеи или летательные объекты по направлению к ЛЭП;
  • забираться на опорные конструкции;
  • загораживать прохождение и подъезд к опорным конструкциям;
  • производить слив в грунт разъедающих жидкостей или веществ, способствующих образованию коррозии, поскольку они отрицательно воздействуют на опоры;
  • организовывать свалки;
  • высаживать или вырубать кустарники и деревья;
  • проводить взрывные работы;
  • использовать сельскохозяйственную технику выше 4,5 метра;
  • разводить костры.

На этих территориях запрещается устраивать мероприятия, требующие участия большого количества людей.

Схема охранной зоны вдоль воздушной линии электропередачи

Там также нельзя устанавливать спортивные и детские площадки. Таким образом, санитарно-охранную зону невозможно максимально использовать. Соблюдение всех правил является обязательным условием.

В заключение

Электромагнитные поля отрицательно отражаются на состоянии здоровья людей. Даже кратковременное нахождение в подобной зоне при повышенной чувствительности может стать причиной недомогания. В связи с этим было предусмотрено допустимое расстояние от жилого дома до ЛЭП, которое позволяет людям находиться около воздушной линии без риска для собственного здоровья.

Таблица расстояний согласно нормативам СанПиН и СНиП

Любая площадь, где пролегает ЛЭП, опасна для проживания. Вред для здоровья ощущается не сразу. Он будет постепенно накапливаться и станет причиной ухудшения состояния. Охранные зоны создаются с целью повышения безопасности здоровья и жизни людей. Предписанные требования необходимо соблюдать.

Охранная зона жд путей (железной дороги): сколько метров по нормативам СНиП

Охранная зона железной дороги – синонимический термин, используемый для обозначения законодательно зафиксированного параметра норм СНиП (СП), определяющего, сколько метров по нормативу должно быть в отступе от рельсов, железнодорожного полотна или проходящего ЖД состава. В терминологии есть несколько обозначений необходимого отступа – санитарно-защитный разрыв, полоса отвода от железнодорожного полотна и просто охранная зона ЖД путей.

Вечером

Необходимость ограничений

Внешняя схожесть понятий, связанных с охранной территорией железной дороги, привела к распространенному заблуждению о существовании единого норматива удаленности от железнодорожных путей.

В городе

Однако в реальности есть определенные расхождения в понятии охранной территории, обусловленные местом дислокации, количеством путей, необходимостью предотвращения потенциальных рисков.

Охранная зона железнодорожных путей, в любом обозначении, употребляемом в нормативных документах, – не что иное, как необходимые меры предосторожности. Они предпринимаются для беспроблемного параллельного существования специфического железнодорожного транспорта, сооружений и построек для его функционирования с другими зданиями и зонами, необходимыми человеку.

В таблице ниже можно увидеть, каким должно быть расстояние от различных объектов согласно нормам.

Постройки Расстояние от ж/д
Забор, дом, гараж Не менее 100 м
Автомобильные дороги, стоянки автомобилей, склады и учреждения коммунально-бытового назначения, садовые участки Не менее 50 м

Практика установления таких охранных зон на железной дороге – распространенное явление в правовом поле любого цивилизованного государства.

Ее необходимость доказана многолетним опытом, демонстрирующим вопиющие факты антропогенного воздействия на сооружения и оборудование охранной железнодорожной зоны, разрушения в результате техногенных катастроф или природных, климатических явлений и процессов.

В лесу

Необходимость фиксации охранных территорий железной дороги неоднократно приводила к появлению соответствующих статей в кодексах и федеральных законах. Наглядный пример тому – Земельный кодекс РФ.

Последняя попытка, предпринятая в 2018 г., была проделана для закрепления за арендаторами или собственниками земельных наделов в районе железной дороги. Речь идет о правообладании земельным участком, по которому проходит защитная (охранная) зона сооружения или оборудования, включенного в реестр объектов, для которых подобная мера является насущной потребностью.

Подобные шаги были предприняты и ранее. В частности, в соответствующей статье Земельного кодекса (касаемо железной дороги), в Приказе от 30.08.2013, в специально разработанных правилах и нормах от специалистов различного профиля.

Около деревни

Рассмотрим наиболее важные из них:

  1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и СанПиН 2.5.083-96 служат основанием для определения уровня загрязненности воздуха в охранной зоне прохождения паровоза или соблюдения санитарных требований к практической эксплуатации путей вагонов и других составляющих поезда. Есть нормы освещенности, вентиляции, обеспыливания, противоэпидемиологической защиты, нагревания и охлаждения, количества постельного белья и прочего.
  2. Приказ Министерства транспорта России № 126 в 2008 г. был издан для утверждения определенных норм отвода железных дорог и установления на РЖД специальных охранных зон для каждого типа участков. Примерно такие же нормативы действуют в странах СНГ. Например, в Республике Беларусь и Казахстане.
  3. СНиП 2.07.01-89, сейчас рассматриваемый как СП 42.13330.2011. Редакция старого советского СНиП, неоднократно переработанного и дополненного в соответствии с современными реалиями, определяет нормы расстояний от железной дороги в населенных пунктах. Целью его разработки было обеспечение двух важных направлений – безопасности людей и зданий и защиты сооружений и железнодорожных составов, находящихся в охранной зоне. Для актуализированной редакции СНиП (СП) был применен практический опыт европейских сетей, ФЗ № 261 «Об энергосбережении» и ФЗ № 123 «О противопожарных мерах безопасности».

Расстояние между осями путей согласно нормам

Единого специального норматива для всех охранных зон и мест прохождения поезда не существует. Он рассчитывается при проектировании железнодорожных сетей и линий.

Сколько метров должно быть в каждую сторону от железной дороги, решается в соответствии с рельефом местности, территорией населенного пункта или сельхозугодий, охранных зон специального назначения. Имеет значение и стоимость отчуждаемого участка, а также категория железной дороги и многое другое.

Порядок установления полосы отвода

Строительство и эксплуатация специальных путей для распространенного и популярного вида железнодорожного транспорта (даже при проектировании на карте) подразумевает соблюдение установленных правил для охранных мест.

На заметку

Главное из них – определение специальных территорий в виде земельных участков. К ним относятся не только полосы, по которым проходят шпалы и рельсы, непосредственно предназначенные для прохождения поезда.

Согласно отдельному решению, принимаемому Правительством РФ, для утверждения необходимо согласование с действующим законодательством, СНиП, разработанным для обеспечения сохранности сооружений и жилья в городе или другом населенном пункте, ПБ движения, правил противопожарной безопасности и Земельным кодексом.

С недавнего времени такое решение принимается не только на основании проектно-сметной документации. Также учитывают и новые положения об установлении собственности на охранные участки, находящиеся в пользовании собственника – поставщика определенных услуг или ресурсов.

Нормативная ширина полосы отвода

К железнодорожным полосам отвода относятся:

  • охранные участки непосредственного дислоцирования железнодорожных путей и наделы, прилегающие к таким разветвленным или одиночным сетям;
  • земельные наделы для станций, водоотвода, укрепления, энергоснабжения, а также объектов, необходимых для обеспечения отстоя, перемещения грузов и пассажиров, погрузочно-разгрузочных работ, складирования, предоставления услуг, предусмотренных функциями;
  • сколько метров составляет полоса отвода железной дороги, может определять наличие защитных лесополос, укрепительных устройств, специальных сооружений для преодоления сложного рельефа;
  • сокращение подобной полосы при наличии дополнительных мер безопасности допустимо при прохождении через ценные сельскохозяйственные охранные зоны или территории, имеющие важное культурно-историческое значение и охраняемые соответствующими законами.

Определение

Тонкости

Несмотря на внешнюю схожесть понятий «полоса отвода железной дороги» и «санитарная зона железной дороги», которые подменяют друг друга у некомпетентных информаторов, в специальных источниках у охранных зон есть конкретные различия. Полоса отвода железной дороги устанавливается проектно-сметной документацией и утверждается на правительственном уровне.

Задача проектировщиков зон отвода железной дороги перед началом строительно-монтажных работ – предусмотреть все законодательно обусловленные требования и не нарушать их. Следует рассмотреть все необходимые железнодорожные сооружения – от отстойников и путей сообщения железной дороги до переездов, станций и сетей, обеспечивающих снабжение.

Охранно-защитная территория железной дороги устанавливается для обеспечения двусторонней безопасности. А именно: самой дороги и объектов, размещенных по обе стороны.

Схема с размерами железнодорожной колеи

В первом случае обеспечиваются права собственника (например, РЖД). Во втором – расстояние в каждую сторону, регламентированное СанПиН, СНиП, местными постановлениями (как, например, в Москве и Санкт-Петербурге), СП и правилами противопожарной безопасности.

Сокращение санитарно-защитной зоны железной дороги допустимо при соблюдении специальных мер, а также при наличии сооружений, предусмотренных в нормативных документах. Это зоны зеленых насаждений, предохранительные устройства необщего характера.

Нормы удаленности

Строительные нормы действуют в соответствии с градацией проектируемого объекта по типу потенциально возможных рисков и опасностей. В этой классификации железная дорога относится к 4 классу. Он представляет наиболее вероятные неприятности в силу своего устройства и условий эксплуатации.

Железнодорожный путь

Отсюда и требование к дистанции до железнодорожных объектов, как основных, так и вспомогательных, – не менее 100 м. В объективной реальности цифра трактуется вариативно. Это можно увидеть на специальных форумах, обсуждающих насущные проблемы строительства, размещения производства, жилых домов и зданий специального назначения.

Стоит отметить следующее:

  • норма СЗЗ для рекреационной зоны и специальных учреждений оздоровления и отдыха – не менее 300 метров;
  • удаленность от СНТ и детских учреждений оздоровления и отдыха – не менее 500 м, как и требуемая к исполнению дистанция до общих автомагистралей с интенсивным движением;
  • жилой дом гипотетически можно построить на расстоянии 50 м вместо положенной 100-метровой отметки, но для этого требуется дополнительная работа по обеспечению противошумовой и противовибрационной защиты, допустимые нормы воздействия указаны в специальных методичках.

Чертеж с нормативными высотами контактных сетей

Даже если железнодорожное полотно проходит по местности в рельефной выемке, ниже уровня зданий, при озеленении санитарной зоны на 50 % и со всеми предусмотренными защитными сооружениями, все равно учитывают определенное ограничение.

Данные при ответе на вопрос о том, на сколько метров необходимо отступить, не могут уменьшаться до цифры, меньшей чем 50 м. Установленные нормы следует строго соблюдать.

В Яндексе не всегда можно отыскать сведения по пунктам 3.3 или 27.5 законодательно-нормативных документов. На них чаще всего ссылаются назойливые консультанты специальных юридических сайтов, рассматривающие железнодорожные охранные зоны.

Собственники участков, подпавших под юрисдикцию железной дороги, как и в других случаях контактного расположения своего земельного надела с санитарно-защитной зоной, могут избежать постоянно совершаемых ошибок.

Около населенного пункта

Для этого достаточно заранее распланировать схему застройки и обратиться за ее утверждением в надзорные органы – комитет по застройке при местных органах самоуправления.

Тем более что последние постановления по застройке земельной собственности предусматривают такой шаг, как обязательное условие последующей законности и отсутствия претензий.

Ни один юрист не может предусмотреть нюансы, учет которых требуется при размещении строений в зонах железных и автомобильных дорог. Ведь для этого требуется знание интенсивности транспортного потока железной дороги, показателей шума, вибрации и загрязненности воздуха.

Подобные замеры делаются компетентными специалистами с помощью предназначенной для этого аппаратуры. Есть и требования ко времени осуществления замеров в различных зонах. Например, в период наиболее интенсивного перемещения грузов и транспортных средств.

В поселке

На разрешение или запрещение может влиять характер грузов, земляной рельеф. В санитарной зоне железной дороги можно строить гаражи, склады, коммунальные и бытовые здания. Но и для этого существуют определенные условия, необходимые к выполнению.