Праздник урожай

В честь какого растения в Италии ежегодно проводит трёхмесячный фестиваль?

Думаю, что Спаржа заслуживает такого внимания. Спаржа — кладезь полезных веществ. Спаржа (или аспарагус) — самый редкий гость на нашем столе. В ней содержатся витамины: С, РР, группы В, каротин. Из минеральных веществ: преобладают соли калия, кальция, фосфора, железа. В пищу идут молодые, только что вышедшие на поверхность почвы белые или светло-зеленые стебли. Ну а том, что спаржа — это целебное растение, знали еще древние египтяне, ведь спаржа была одним из символов, который изображали на стенах пирамид. Особый вкус, аромат и ценность спаржи, мало — кому известны.

Спаржу отваривают в соусе, добавляя вино, уксус, чеснок и душистые травы, маринуют, как грибы, засаливают, замораживают, употребляют в свежем виде. В спарже огромное множество ценнейших веществ, необходимых организму, которые помогают формировать и укреплять костные и соединительные ткани, принимают участие в процессах кроветворения, улучшая состояние сердца и печени, регулируют работу мочеполовой системы.

Рекомендуется употребление спаржи после инфаркта, в качестве профилактики инсультов благодаря способности влиять на работу сердца, расширять сосуды, снижать давление. Употребление спаржи в пищу выводит токсины из организма, снижает риск заболеваний инфекционного и бактериального характера. Показана спаржа в случаях заболеваний простатитом, циститом, сахарным диабетом и при тахикардии.

Кто не любит праздники? В августе по всей России отмечаются традиционные праздники урожая. Их три: Ореховый, Медовый и Яблочный Спас. В связи с этим во многих городах разработана развлекательная программа. Например, на Кубани «яблочные» мероприятия пройдут в 44 районах. Праздник состоится 19 августа. В программе — ярмарочные гулянья, конкурсы, концерты и разные соревнования. Гости не уйдут с праздника с пустыми руками, они смогут купить яблочное варенье, пироги с разной начинкой, сладости на основе яблок, орехов и меда.
А в Удмуртии праздник запланирован на 16 августа, здесь решили объединить два праздника — Медово-Яблочный Спас. Ожидается, что будет много различных мероприятий. В деревне Новая Жикья Селтинского района пройдет Фольклорный фестиваль. В нем примут участие творческие коллективы, вокальные ансамбли, исполнители народной песни, мастера народного творчества и даже пчеловоды. Очень красочной будет ярмарка яблок и меда. Кроме этого, будут организованы: выставка-продажа изделий декоративно-прикладного творчества, мастер-классы, дегустации блюд местной кухни и развлекательно-игровые мероприятия. А в завершении праздника все гости будут приглашены на символический обряд «Купание коня», который будет сопровождаться хороводом и этнодискотекой.
Уже в десятый раз 19 августа широко отметят Яблочный Спас в Суздале. А пройдет он в Спасо-Евфимиевом монастыре. На территории монастыря будет организована торговля спелыми яблоками и вкусным медом, пройдут концерты духовной музыки. На специальной площадке под названием «Детинец» юные гости фестиваля смогут принять участие в «яблочных» соревнованиях. Также ребятам покажут кукольный спектакль «Петрушкины забавы на Яблочный Спас».
Широко будут праздновать и в других городах и областях России. В Ялте уже проходит Всероссийский фестиваль меда, который продлится до 15 августа; в Рязани «медово-яблочные» мероприятия отметят 16 августа. В Ульяновской области объединили все три праздника. 24 августа здесь можно будет одновременно отпраздновать Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Все желающие могут посетить фольклорно-этнографический фестиваль, который состоится возле речного порта в Сенгилее.

«Праздник овощей» материал (средняя группа) по теме

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа № 57 г.о. Самара

Сценарий развлечения в средней группе

«Праздник овощей»

Подготовила:

Музыкальный руководитель МБОУ Школа № 57

Галушкина О.В.

2014г

Дети под музыку песни А.Красева

«Падают, падают листья» входят в зал.

Ведущий. Богат и разнообразен мир овощей. Без них стол пуст. А какие же овощи растут в огороде?

Дети перечисляют названия овощей:

морковка, лук, капуста, свекла, огурцы, помидоры, репка.

Ведущий. Правильно, дети. На грядках растут удивительные овощи и созревают эти овощи осенью. Осень – пора сбора урожая. Осень приносит нам хлеб на стол, яблоки румяные, овощи.

Песня «Что нам осень принесет?».

Ведущий. Дети, какое сейчас прекрасное время года – лето!

Дети. Осень, осень!

Ведущий. Разве лето у нас прошло? Неужели наступила осень? А почему вы узнали, что осень?

Дети. Осенью падают листья, исчезают насекомые, в огородах убирают овощи, картошку.

Ведущий. Правильно, дети. Сейчас у нас время года – осень. Осень, осень! В гости просим!

Под плавную мелодию входит осень с

букетом листьев и корзиной овощей.

Осень. Здравствуйте, дети!

Дети. Здравствуй, Осень!

Осень. Сегодня я пришла к вам, ребята, чтобы с вами поиграть, послушать, какие стихи, песни обо мне вы знаете. И послушать, что вы знаете о работе в огороде осенью.

1 ребёнок. Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком сладких яблок налитая.

В огороде тоже все в порядке:

Много разных овощей на грядке.

2 ребёнок. Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Осень – время сбора урожая.

Видишь, Осень, как мы потрудились?

Как все лето в огороде не ленились.

Ведущий. Осень, а у нас есть для тебя игра «Здравствуй, Осень!».

Игра «Здравствуй, Осень!».

Ведущий. Осенью много дней, дождливых.

Дождь, дождь целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля, вся земля

От воды размокла.

Осень. Посмотрим, кто быстро и ловко сумеет убежать от дождя.

Аттракцион «Чья пара быстрее убежит от дождя под зонтиком?».

Ведущий. Осень, а ребята хотят загадать тебе загадки, а отгадки найдем на грядке.

Дети загадывают загадки.

1 ребёнок. Как на нашей грядке

Выросли загадки.

Сочные да круглые,

Вот такие крупные,

Летом зеленеют,

Осенью краснеют. (Помидоры)

2 ребёнок. А на этой грядке

Горькие загадки.

Сидит дед,

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает. (Лук)

3 ребёнок. А на этой грядке

Длинные загадки.

В этой грядке Дед Мороз

Прячет летом красный нос. (Морковка)

4 ребёнок. А на этой грядке толстые загадки.

На ней сто одежек

И все без застежек. (Капуста)

5 ребёнок. Круглый бок, желтый бок –

Лежит на грядке колобок.

Сидит в земле крепко

Кто же это? (Репка)

6 ребёнок. Неказиста, шишковата.

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!». (Картошка)

Песня «Про картошку».

1 куплет. Из ведра бери картошку и питайся понемножку,

Хочешь – ешь ее вареной, иль в мундире запеченой.

Припев. Там-там, та-ра-рам.

Без картошки худо нам.

2 куплет. Из картошки сварим кашу, всю родню накормим нашу,

Кому каша надоест – пусть картошку в супе ест.

Припев.

Аттракцион «Кто быстрее перенесет картошку в ложке».

Ведущий. Дети, а к нам на праздник пришли еще гости – огородники. Они захватили с собой ваши любимые овощи. Давайте их встретим и посмотрим, что они нам покажут.

Входят огородники.

Ведущий. Золотое время года

Осень – добрая пора.

Расскажите, садоводы,

Как у вас идут дела?

Огородники.

1-й. Солнышко греет, дождик поливает,

Овощи на грядке быстро поспевают.

2-й. Чтоб урожая к осени добиться,

Мы отлично знаем – надо потрудиться.

Ведущий. Чтоб добиться урожая,

Нужна дружба трудовая.

И, конечно, без сомненья,

И старанье, и уменье.

Огородники. А что выросло у нас,

Вы увидите сейчас.

Картошка. Я – картошка – тошка-тошка,

Я корявая немножко,

Вся испачкана в земле.

А какая на столе!

Если жаренная с маслом –

Объеденье! Это ясно!

Морковь. Я росла много дней,

Становилась все длинней.

Стала я хрустящей.

А зеленый хохолок

У меня, ребятки,

Чтобы каждый дернуть мог –

Вытащить из грядки.

Репка. Я кругла, желта

И на вкус сладка.

Я расту на грядке –

Кушайте, ребятки!

Капуста. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява,

Тех, кто любит щи

Меня в них ищи.

Хоровод «Огородная – хороводная».

Осень. А у меня для вас, дети, есть игра «Кто скорее соберет овощи» (с закрытыми глазами).

Осень. Солнце ласковое блеском

Нашу землю украшай!

Мы по всей земле родной

Собираем урожай!

Собираем, собираем

Мы богатый урожай!

Ведущий. Дети, посмотрите на эти овощи на выставке. Они собраны с нашего огорода. Вот морковка, капуста, вот лучок, картошка, свекла. Вы тоже помогли при сборе урожая, я хочу вас поблагодарить. Молодцы, ребята!

Песня «Урожайная».

Осень. Я поняла, что вы знаете и любите осень. В это время года вам скучно не бывает: всегда найдется занятие интересное, полезное, веселое. А на прощание я вас хочу угостить морковкой.

Осень угощает детей.

Осень. А теперь мне пора уходить. До свиданья, ребята!

Под музыку осень выходит из зала.

LiveInternetLiveInternet

Праздник урожая — праздник, посвящённый собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. К этому времени завершаются полевые работы: жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна. Заложена основа благосостояния семьи на будущий год. В этот день чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Это европейский праздник, имеющий языческое происхождение. В римско-католической традиции праздник отмечается с 3 в. н. э., обычно в день Архангела Михаила, 29 сентября.

У восточных славян аналогом дня урожая можно считать Осенины 8 (21) сентября, которые имели другое название — «День урожая».

Проходили века, менялись условия труда и народные верования, на смену тяжелому крестьянскому ручному труду пришла механизация, но праздник не потерял своего значения и в наши дни.

Сегодня он где-то превратился в фестивали и ярмарки, где-то сохраняются или возрождаются древние народные традиции, но в любом случае, Праздник Урожая — это праздник благодарности Земле, Природе и труженикам, которые не покладая рук работали с ранней весны до поздней осени, чтобы их народ жил сытно целый год.

Давайте заглянем в разные страны и посмотрим где и как празднуется Праздник Урожая.

Славянский Праздник Урожая

14 сентября В земледельческом календаре славян этот день называли»осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери—Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год. Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук). Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана). Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,
На нашу сторонку,
Как на нашей на сторонке приволье большое!
А приволье — то большое, мужики богаты!
Что мужики — то богаты, каменны палаты!
Что каменны палаты, двери золотые,
Что маковки литые!

21 сентября Вторые осенины. Рождество Богородицы.

У древних славян наступил праздник Небесного Кузнеца — Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

Земля остается на попечении Велеса. Чтобы люди могли пережить тяжелое время, Сварог подарил им топор, искусство ремесла.

Поэтому в этот день особо чествуют кузнецов, плотников и всех мастеров-умельцев. С этого дня и режут кур, а первых подают Сварогу в жертву.

Девки снимают избу, устраивают братчину, иногда собирают ее по всей деревне, и в течение трех дней приглашают парней на гулянку, при том девушка-невеста считается за хозяйку в доме. На вечерках рассказывают волшебные, страшные и игривые сказки, проводят озорные игры с поцелуями.

Братчиной (другие названия — канун, свеча) называли совместную трапезу полноправных членов однодеревенской общины, устроенной в складчину после молебна. Несмотря на запреты властей, братчины повсюду сохранялись в общественном быту крестьян.

В основе братчины лежал благочестивый обычай — поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община для спасения от бедствия.

27 сентября Третьи осенины

Славяне празднуют великий праздник — Родогощь (Таусень) — когда собран урожай, осеннее солнце — Световит — уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: «Видите ли вы меня?»

Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание: на следующий год собрать более обильный урожай и испечь еще больший пирог.

После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со священным вином, начинается пир горой — еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается.

В этот день разыгрывается сказка о богатыре и подземном царстве, призванная напомнить об угасающем Солнце и наступающей Зиме.

Перед наступлением темноты разжигают огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям, припевая: «Яже, Яже, потоптаже!» Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов.

Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в бубен.

Праздник заканчивается многолюдными игрищами.

Азия

В Китае и Вьетнаме отмечают Праздник середины осени или Праздник луны. Он приходится на 15-й день 8-го месяца (полнолуние) по китайскому календарю, что примерно соответствует второй половине сентября. Считается что в этот день лунный диск «самый яркий и круглый в году». Образ «полноты» фигурирует в нескольких смыслах: это время завершения сбора урожая; луна является символом женского начала, и т.о. её полнота — также символ плодородия. Праздник отмечают всей семьёй, и семантика «круга семьи» присутствует в разделении пряников на всех.

Чжунцю — праздник Луны и урожая. Он приходится на середину осени, отсюда и название «чжунцю» — середина осени.

Праздник зародился в эпоху династии Тан и занимает важное место в китайском календаре — это день поклонения богу Луны. Выходные длятся три дня. По традиции в день праздника китайцы едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны, которая в этот день считается самой круглой и самой яркой.

Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. Тесто для таких пирожков готовят из зерен лотоса и дробленого кунжута.

В этот день влюбленные молят богов соединить их вместе, чтобы слиться в одно целое, подобно луне. Повсюду продаются маленькие цветные фонарики: вечером их зажигают в городских парках и полях родители вместе с детьми, которым по такому случаю разрешается поздно ложиться спать.

Белоруссия

У белорусов праздник назывался «Богач»(белор. Багач, Другая Прачыстая, Спожка). Символ дня — лубок с зерном, в середину которого ставилась свеча. Жито для Богач сносили со всей деревни.
В дом, где находился Богач, приглашали священника. После молебна лубок с зерном и зажжённой свечой в сопровождении всех жителей обносили по всей деревне. Затем участники шли к следующему дому, в котором целый год находился Богач. Обряд был направлен на сохранение благосостояния, урожайности, плодовитости скота, семейного благополучия.

В современной Белоруссии ежегодно проводится «Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников села „Дажынкi“». С республиканским размахом в Белоруссии его начали отмечать с 1996 года.

Дожинки (Дажынкi) в Беларуси всегда праздновали очень торжественно с красивыми содержательными обрядами.

На последний день жатвы собиралась толока. Самая уважаемая женщина распределяла всех по ниве, затем сама брала серп и начинала жать с песней, которую все подхватывали. В конце каждая жнея откладывала по колоску для общего дожиночного снопа.

Девушки выбирали в своей среде «Багіню». Возглавляемые «Багіней» с дожиночным снопом в руках все вместе отправлялись к дому хозяина. Хозяева, заслышав песни жней, выходили встречать их с хлебом-солью. Войдя в дом, хозяева ставили дожиночный сноп под образами вместе с зажиночным. Начинались танцы и музыка. Исполнялся обрядовый танец «Талакуха».

После революции и до войны обычаи зажинок и дожинок сильно не изменились. В 1960—1970 годах активно укореняются социалистические обряды. Проводились праздник первого снопа и праздник урожая.

Начиная с 1996 года, дожинки на Беларуси проводятся как Республиканский фестиваль-ярмарка тружеников деревни.

Праздник включает шествие всех участников по центральной улице города (районного центра) и выход на центральную площадь города. Впереди колонны несут флаг с эмблемой фестиваля — «Залатымі калоссямі». Праздник длится два дня. В первый день проводится торжественный митинг, после которого награждают лучших комбайнеров и водителей. После начинается концерт лучших фольклорных коллективов республики. Проводятся выставки работ народных умельцев. На второй день фольклорные коллективы разъезжаются по району. А в самом городе демонстрируется сельскохозяйственная продукция и техника. На нескольких площадках идут концерты, проводятся лотерея, народные игры и забавы.

Германия

В Германии праздник урожая (нем.Erntedankfest) также является историческим. Этот праздник уходит корнями в римские обычаи. В этот день люди радуются хорошему урожаю и благодарят бога за его дары природы (овощи, фрукты, злаки, ягоды) и о том, что он заботится о людях. Взамен этого верующие возвращают ему часть его дара.

Праздник урожая праздновался в дохристианские времена. В католической церкви празднуется с 3 века. В Пруссии впервые отмечался в 1773 году в первое воскресенье после Дня святого Михаила (29 сентября), после этого стал регулярным.

Католики возносят благодарность за хороший урожай: хлебов 15 августа (Рождество Богородицы) и в первое воскресенье октября, когда «благодарят за плоды земли и человеческого труда» и в знак благодарности приносят венки из колосьев и корзины с красиво уложенными плодами.

Протестантские церкви также отмечают День урожая после Михайлова дня (29 сентября).

Дата первого воскресенья октября утверждена в Германии католической церковью в 1972 году, а в каждом приходе евангелической церкви определяется своя дата праздника: первое воскресенье октября или первое воскресенье после дня Михаила.

В период Третьего рейха праздник урожая был возведён в ранг официального, и, начиная с 1934 года, отмечался каждое 1-е воскресенье октября.

Древние крестьяне веровали, что урожай охраняет дух, который дает ему рост или смерть.

Дух даст хороший урожай, если он доволен и радуется, и уничтожит урожай, если крестьянин ему не угодил или обидел. В связи с этим этот праздник отмечали раньше, как победу над духами.

Сегодня же это день завершения полевых работ и благодарения бога за его дары. В этот день проходит особая служба в церкви. При этом церковь украшают лучшими плодами нового урожая, венками из пшеницы.

Эти уборочные и жатвенные венки изготавливаются заранее из колосьев последнего снопа. Овощи, фрукты, злаки освещают и выкладывают перед алтарем.

Израиль

В Израиле отмечают Суккот — праздник урожая, один из центральных и древнейших у еврейского народа. Торжества продолжаются целую неделю. Все это время иудеи молятся, поют религиозные песни и открывают двери своих домов для гостей.

«Праздник Суккот совершай семь дней, когда уберешь ты с гумна твоего и из винодельни твоей. И радуйся в праздник твой ты, и сын твой, и дочь твоя» — сказано в Торе. Первосвященники земли израилевой — коэны — благословляют дары этой земли и народ ее у Стены плача, вытянув руки, закрыв глаза, так повелось еще от Аарона, брата Моисея, так это происходит и сегодня, в самый древний праздник урожая, что отмечается в Иерусалиме.

«Это еще и праздник единства нашего народа. Мы молимся и благословляем в этот день всех: и верующих, и сомневающихся, и чтущих традиции, и только прикасающихся к великому наследию», — рассказал раввин Авраам Коэн.

Суккот — праздник кущей. В память о скитаниях в пустыне семь дней иудеи живут в шалашах, чья крыша устлана ветвями пальмы так, что сквозь нее можно увидеть звездное небо, а в красном углу стоит почетное место для готовых заглянуть на огонек душ праотцов. Во время Суккота поют, молятся, едят, принимают гостей. Многоязыкая толпа, колонны из Америки, Австралии, Новой Зеландии, Зимбабве, Таиланда, акробаты, клоуны, музыканты — на центральных улицах Иерусалима 70 тысяч человек со всего света.

Праздники урожая у славян

Пословица «что посеешь, то и пожнешь» как ни одна другая отражает реалии жизни славян. Будущее всего рода, общины или деревни целиком зависело от урожая зерновых и плодовых культур, так как они составляли основу рациона.

Основные славянские праздники урожая: Зажинки, Спожинки и Дожинки. А завершающим этапом были Осенины. После них наступало холодное зимнее время, дающее славянам небольшой отдых до следующего сезона посадки и сбора.

У праздников сбора урожая нет привязки к дате и месяцу. В каждом регионе страны они были свои и напрямую зависели от погодных условий и скорости появления спелых плодов, созревания зерна. На южных территориях урожай собирался не один раз за лето и гораздо раньше, чем у северных соседей.

Зажинки

Первый основной праздник сбора урожая – Зажинки – ориентировочно приходится на 5 июня. В это время занимаются заготовкой сена для животных, а также отправляются в леса и поля за первыми дарами природы.

Зажинки всегда начинались с проведения особого ритуала. Самая старшая женщина в каждой семье – Большуха – первой отправлялась в поле на рассвете. С собой они брали подношение для Матери Сырой Земли: хлеб, яйца, молоко, и сжинали первые снопы, которые также приносились в дар вместе с угощением. И лишь после этого последующие снопы складывали в общий стог, как бы от всей деревни. Этот ритуал был призван принести богатый урожай. После этого к жатве приступали и другие женщины.

Первый сноп, собранный старшими женщинами, хранился до будущего сезона. В следующем году из него бралось несколько колосков и бросалось при посеве для обильного урожая.

Предварительно, перед проведением ритуала, необходимо было вычистить дом, застелить все чистым бельем и приготовить праздничное угощение. Особое место на столе во время празднования Зажинок всегда занимал свежеиспеченный хлеб.

Спожинки

Этот праздник означает «совместная жатва» и приходится на середину августа. Спожинки уже не отмечались торжественными ритуалами и подношениями. Вместо этого община собиралась оценить, сколько урожая уже собрано, а сколько осталось, у кого больше несжатых колосьев, кому нужна помощь. Делалось это после Медового спаса. Когда первые соты появлялся на столе, хозяева звали гостей на блины и кашу с медом и договаривались с ними о помощи, общей работе – толоке. Родственники, при условии, что могли себе это позволить, помогали бескорыстно, но с другими жителями деревни приходилось расплачиваться за участие в толоке деньгами или частью урожая.

Во время Спожинок принято было очищать колодцы и набирать первую чистую воду для себя и животных, а также купаться в реках и озерах самим и мыть домашнюю скотину, очищая себя и ее от худа.

Дожинки

Праздник окончания сбора урожая иначе назывался Дожинками и выпадал на конец августа – начало сентября. Главное условие: успеть собрать остатки урожая до начала осенних дождей или Осенин, празднования дня Авсеня. Приурочивались Дожинки к Третьему спасу.

При завершении жатвы некоторое количество колосьев оставляли в поле несжатыми. Этот пучок получил название «борода». Стебли надламывали и сгибали дугой так, чтобы колоски соприкасались с землей. У этого пучка женщины часто гадали на суженого, на будущее или просто загадывали желания.

На Дожинках были свои традиционные блюда, подаваемые в каждом доме на стол. Считалось, что они могут посодействовать плодородию и обильному урожаю в следующем году. «Саламат» – густая каша из овсяной муки с маслом и салом, «дежень» — толокно, замешанное на кислом молоке или воде, пироги с кашей, блины, пиво и мед.

Дожинки были и праздником Лешего. В это время хозяин леса еще не засыпает, и люди приносят ему дары, благодарят за помощь, и прощаются до следующего года. На границе леса и поля славяне оставляли некоторую часть своего урожая, расхваливая хозяина леса за доброту и мудрость, благодаря его за то, что лесные звери не повредили урожай, не потоптали посевы, а птицы не склевали семена.

Осенины

Точной даты у этого завершающего урожайный год праздника нет, но славяне традиционно праздновали его вместе с Авсенем, праздником Осеннего Солнца. Готовиться к ним начинают заранее, 19 сентября.

В это время принято навещать родных, в том числе в соседних деревнях, собираться за одним столом, чтобы обсудить итоги года: кто, сколько урожая собрал, что успел запасти из даров леса, хватит ли запасов, чтобы кормить семью весь год, можно ли излишки продать или передать в дар родственникам. Это называется братчиной, принимают в ней участие только мужчины. Также за столом идет распределение обязанностей по подготовке к празднованию. Авсеня всей деревней.

Авсень или Таусень выпадает на день осеннего равноденствия, и празднование его и Осенин длится всю неделю с 20 по 25 сентября. Это время для шумных гуляний, застолий, время встреч с родными и друзьями.

Также в это время проходят ярмарки, где на продажу выставляются домашняя скотина и товары, выращенные, собранные или приготовленные своими руками: ягоды, фрукты, овощи, грибы, соленья, варенье, мед, молочные и мясные продукты.