Легенды о цветах и растениях

ТРАВЫ И КАМНИ В МАГИИ

ТРАВУШКА-МУРАВУШКА

Вот стелется по земле «травушка муравушка». Простая русская травка, которую иногда можно встретить в сказках. Посаженная недоброй колдуньей рядом с людьми, эта трава не захотела приносить вред людям, а решила помочь людям, принести пользу – и коровы, питающиеся этой травой стали давать более вкусное молоко, корни травушки-муравушки дали красивую краску, а стебельки целебные настои для здоровья (витамина С в них не меньше чем в лимоне, а возможно и больше!

Есть ли такая на самом деле? Есть конечно. И зовут ее по научному – Спорыш из семейство гречишных. Стелется она по земле, цепляется корешочками за землю и стеблями друг за друга и создает ковер на земле. плотный, упругий. Политая кровью русских богатырей, пытается травушка-муравушка помочь людям по мере своих сил.
А называют эту траву в миру по разному.
Proserpinaca (принадлежащая Прозерпине), Polygonum aviculare (дающая многочисленное потомство, птичья гречиха), Sanguinalis (кровяная), топотун-трава, конотоп, трава молодости.

«ТАТАРСКОЕ ЗЕЛЬЕ»

На Украине таким именем назвали Аир болотный. В каждый поход брали с собой монголо-татары это растение. Добывали его в его природном местообитании — Индии и Китае, привозили на завоеванные земли и бросали живые корни в реки. Растение это очищало водоем и там, где росло это растение можно было безбоязненно пить воду и поить лошадей. Увы, но из-за отсутствия насекомых, способных опылять это растение, у нас его цветы отцветают и осыпаются без завязи. И размножается оно только от корней.

Растение это волшебное и может нам помочь в борьбе со всякой пакостью. От растения гибут блохи и другие насекомые-паразиты, поселившиеся в доме. А если собрать ветки аира в Пятый день пятого месяца, да развесить в виде арок по сторонам дверей и окон — в течении пяти месяцев растение будет оберегать ваш дом от всякого зла.
Носите корень растения при себе и он отпугнет от вас нечисть.

А в медицине отвары и напары из этого растения используют при заболевании десен и зубов, заболевании печени и желчных путей, почечнокаменной болезни. При бронхите, водянке, цинге, слабости пищеварения. Поможет он и при отстутствии аппетита.
Если у вас проблемы с волосами – вымойте голову отваром корня.
В древние времена при эпидемиях холеры, чумы, гриппа, рекомендовали жевать корень аира, для профилактики. А порошком и сейчас рекомендуют присыпать гноящиеся раны.

ПЛАКУН-ТРАВА

Плакун, плакун. Плакал ты долго и много…
будь ты страшен злым бесам, полубесам,
старым ведьмам киевским;
а не дадут тебе покорища — утопи их в слезах
а у бегут от твоего покорища
замкни их в ямы преисподние..

Трава эта известна с древнейших времен. С помощью этой травы изготавливали жезлы авгуров, жреческой касты древних римлян, гадателей и блюстителей закона.

А современное название этой волшебной травы — Дербенник иволистный (Lythrum salicaria). Род трав и кустарников семейства порядка миртовых. Растение, растущее в сырых местах, на влажных заливных местах, по рекам рек и прудов.

Растение это особое и время сбора для него особое — на ранней утренней заре Иванова дня. Собирают корень и цвет (цветы), так как именно они обладают волшебным свойством и великой силою: они усмиряют нечистых духов, делают послушными воле человека. Даже чары колдунов и ведьм можно снять с помощью этого растения. Крест, сделанный из плакуна и надетый на человека, в которого вселилась нечистая сила, изгоняет ее из человека и излечивает его душу. Плакун открывает клады и заставляет демонов плакать (тучи орошаются слезами).

Там, где растет плакун-трава — чисто от нечисти. Кроме того, знахари приготавливали из этого растения настойки и порошки, которыми лечили от самых разнообразных болезней — от болей в желудке, при грыжах, от «тоски». Применяют его и сейчас — в отваре купают детей при судорогах, при наружных кровотечениях, отвар помогает и при дизентерии и воспалении кишечника. Одно из названий растения — кровавница. Свежие измельченные листья прикладывают к ранам и порезам, что и дало такое название растению. Кроме этого, растение имеет еще и такие названия: подбережник, твердяк, тройчак, верба-трава, дикие васильки.

СОН-ТРАВА

Существует легенда. в которой один из архангелов пустил в растение громовую стрелу и прострелил его насквозь. И с тех пор, сок этой травы помогает в победе над нечистью, им смазывают наконечники стрел. А монахи смазывались этим соком, чтобы стать неуязвимыми от слуг сатаны.

Собирают эту волшебную траву в мае месяце, при желто-голубом цветении, с разными обрядами и наговорами. Собранная с утренней росою, опущенная в холодную воду, она вынимается при полнолунии и начинает шевелится. Как только вода стекала с растения, траву нужно было положить под подушку и засыпать, ожидая пророческий сон со страхом и надеждой.
Отвар травы успешно применяли против демонов и бесов.
А на Руси это растение заменяло будильник!! Русские богатыри клали его под изголовье с уговором пробудиться в урочный час. В незнакомом месте это растение позволяет спать спокойно — пока оно у вас под головой, ничто злое не коснется спящего.

В ботанике же это растение имеет название — Прострел луговой или прострел раскрытый (Pulsatilla parens). Семейство лютиковых.
В медицине отвар этой травы применяют при бронхиальной астме, ревматизме, бессоннице и головокружении, и т.д.
Сбор травы производят во время цветения — апрель-май. Цветки крупные, лилово-сиреневые, растение многолетнее. При сборе — не повреждайте корневую систему!!

ТРИПУТНИК

Когда то его назвали «следом белого» (говоря об испанцах-конкистадорах которые привезли это растение из Европы в Америку на своих сапогах).
Греки называли его «ягнячий язык», за сходство с языком ягненка. В Китае он был символом самообразования — студентам, за неимением писчего материала, приходилось использовать листья этого растения.

Накануне Ивана Купала трипутник клали под голову на ночь со словами: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего сужженого.»

А ведь речь идет о очень известной вам траве – о Подорожнике!! ( Plantado — Бить подошвой)
Это многолетнее травянистое растение высотой 20-30 см, с розеткой крупных листьев, семейство подорожниковых — удивительно стойкое растение. Его пинают, топчут, а он живет себе и помогает людям.
Порезник, ранник, чирьева трава, трипутник. Сразу видно — что растение обладает ранозаживляющими свойствами. что и дает такое название.

Отвар листьев помогает при кашле, туберкулезе, коклюше, астме.
Сок растения помогает при гастритах, энтеритах и энтероколитах Семена используют как слабительное средство, отвар семян в качестве компресса применяют при восполении век и кожи. А напары и отвары из листьев применяют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, восполении мочевого пузыра, геморрое и кровохарканьи.

А нам это растение интересно еще и тем, что применяется против всех видов порчи, наводимых на ноги.

РАЗРЫВ-ТРАВА

Разрыв трава — то самое сказочное зелье, которое способно разрушать железные кандалы, взламывать замки. Герои сказок часто носили с собой это зелье, которое помогало им разрушать оковы и тюремные решетки.
От влажных запахов цветочных
Начнет кружиться голова.
И будет в тихий час урочный
Цвести огнем разрыв-трава.
Схвати цветок, беги по лесу,
Он все замки тебе сорвет.
Освободит красу-принцессу
Из-за чугунных тех ворот

М. Забылин так писал о этой траве:
«Чародеи приписывают этой траве, называемой также прыгун, скакун, разные свойства: разрывать и разрушать железо и другие металлы на мелкие кусочки. В старину, говорят старики, разбойники зарывали клады на известное число лет и их стерегли нечистые силы. Добывали разрыв траву с помощью черепахи, гнездо которой огораживали частоколом из гвоздей. Черепаха, чтобы попасть к своим детям, уползала в темноту и откуда-то приносила во рту разрыв-траву. Тогда наблюдатель подходит смело к гнезду, берет траву и врезает ее в ладонь левой, но не правой руки, иначе тогда ему нельзя будет держать в правой руке оружие такого человека нельзя заключить в темницу; благодаря траве, он легко освобождается.»
У растения много имен — Недотрога, прыгун, скакун трава. Растет оно в дубово-буковых лесах, возле ручьев, рек, любит влагу. Цветет в середине лета крупными желтыми цветками с красными крапинками.
Собирают ее в Иванов день на утренней заре. Выкапывают без применения железных орудий.
А почему так названа? Говорят, это связано с тем, что после дозревания плодов створки продолговатой коробочки открываются, скручиваются в спираль. И достаточно нажать пальцем на созревший плод и растение «стреляет, разрывается» семенами.
«..на первый взгляд, выглядела как трава-травой со стручками и нежными цветочками, но стоило подойти поближе, лапочки-цветочки тычины-глазищи выпучивать начинали, веточки шипы, до селе спрятанные, выпускали и норовили в бедолагу вцепиться да поранить; стручки, вздыбившись, открывались — и прицельная пальба ядовитой картечью-горошинами по недругам начиналась.
В процессе разведения и гибритизации, убойная сила Н.О. увеличивалась наряду с расширением сферы ее применения: она стала способна раскрошить любой металл, разнести любой замок, а также вырывать клады из-под земли, — правда, все это держалось в строжайшей тайне, доступной только избранным ведунам. » (В.Cолоухин)

НЕЧУЙ-ВЕТЕР

Нечуй-ветер, согласно легендам и преданиям, помогает открывать клады. В ночь на Ивана Купалу с нечуй-ветром, водосбором и цветущим папоротником в руках надо было сорвать разрыв-траву и гулять по лужайке до тех пор, пока не появится резь в глазах. А как появится, взять в руки лопату и быстро разрывать землю — заклятый клад должен быть прямо под ногами.

Трава эта, по сказаниям чародеев, растет зимою по берегам рек и озер. И считали, что те, кто обладают этою травою, всегда сможет остановить ветер на воду, избавить себя и судно от потопления, ловить рыбу без невода.
Собирать траву для этого следовало 1 января, под Васильев вечер, в глухую полночь. Вот только сила у растения считалась не от добрых духов. Нечистая сила в это время раскидывала траву нечуй-ветер для уничтожения бури. Находить ее могли только слепые люди. Да и брать они должны ее были не руками, а ртом. Вот тогда эти люди становились обладателями силы этой волшебной травы.

А речь идет о Бессмертнике. Helichrysum (золотой Гелиос)
Семейство сложноцветных. Его еще называют кошачьи лапки, живучка, цмин, неувядка.
Растение долго не вянет, засыхает и хорошо сохраняет цвет и форму.
На языке цветов бессмертник означает — «Живи вечно, навеки твой»

Считали, что душа умершего переселялась в этот цветок, чтобы через него она могла бы общаться с друзьями и родственниками.
«Прославится тот, кто совьет себе венок из бессмертника и окропит его миррой из сосуда золотого самородка»

В медицине — антисептическое, ранозаживляющее средство. Помогает при заболеваниях желудка, печени, желчного пузыря, при простудах и болезнях сердца. При гипертонии лучше не использовать.

Беседа о цветах «Легенды и истории о цветах»

ольга попкова
Беседа о цветах «Легенды и истории о цветах»

Легенда о происхождении цветов.

Цветы жили в Раю, но однажды они заметили, что горе и печаль одолевают людей. Спустившись на Землю, они усеяли её таким разнообразием трав, что эти чудесные краски и упоительное благоухание стало приносить утешение людям.

Цветы – символ красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.

С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.

В Индии считали: если человек увидит, как раскрывается лотос, то он будет всю жизнь счастлив.

В Древней Руси верили, что цветок папоротника в ночь Ивана Купалы даёт человеку власть и открывает клады, а цветок кувшинки (одолень-трава) – защищает от всякой нечисти.

А вы хотите послушать сказку, как появились цветы на Земле?

Возвращался Иван-царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой радуга дивная, он и переехал по ней на другой берег.

Махнул два раза в левую сторону – радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-царевичем вдогонку по этому мосточку, добралась до середины, а он возьми да и обломись! Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые – от следов Ивана-царевича, а другие – ядовитые – это там, где Баба-Яга ступала.

У всех цветов есть свои легенды, истории.

Легенда об астре.

Астра – слово греческое, означает «звезда». Согласно легенде астра выросла из пылинки, упавшей со звезды. Эти цветы, действительно, похожи на звёзды. Существует поверье, если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – так астры общаются со звёздами-сёстрами.

Астра – древнейшее растение. Изображение цветка нашли в царской гробнице. По мнению учёных, гробнице было 2000 лет. Она была украшена узорами из растений, среди которых была и астра.

Астра почиталась как амулет, охраняющий от бед.

Астра – уходящая красота.

Астру с прямыми её лепестками

С древних времён называли «звездой».

Так бы её вы назвали и сами

В ней лепестки разбежались лучами

От сердцевинки её золотой.

Близятся сумерки. Тонкий и острый

В небе созвездий колышется свет.

Астра, на клумбе душистой и пёстрой

Смотрит, как светят далёкие звёзды,

Как светят далёкие сёстры,

И посылает с земли им привет.

Легенда о бархатцах.

Бархатцы – цветы на клумбах, бархатные на ощупь. Символ верности.

Бархатцы попали из Америки. Так полюбились эти цветы за свою неприхотливость, красоту, за длительность цветения, от весны до заморозков, что в народном сознании они воспринимались как исконно «свои», всегда росшие возле родного дома. И в наши дни они являются одними из самых любимых цветов, наряду с «местными» анютиными глазками, разнообразными ромашками и колокольчиками, без которых не обходятся наши клумбы.

Легенды о розе.

Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был он белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах, а лепестками усыпали путь победителей.

Роза– спутница радостных торжеств. Венками из роз, украшали невест. Розами убиралась дверь, ведущая в дом, а лепестками усыпалось брачное ложе. Розами греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу.

Легенда о хризантеме.

На Востоке этот осенний цветок называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце, но не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю.

Хризантемы — цветы короткого дня, поэтому и начинают цвести, когда дни идут на убыль. Разнообразие расцветок не перестаёт поражать и восхищать: белые и кремовые, розовые и бронзовые, жёлтые и оранжевые, медно-красные и сиреневые… они одни способны украсить весь мир, не повторяясь и не утомляя однообразием.

Легенда о георгине.

Легенда рассказывает о том, как в далекие времена георгин не был так распространен, как теперь. Тогда он был лишь достоянием царских садов. Красотой этих прекрасных цветов имели возможность наслаждаться только царская семья и придворные. Под угрозой смерти никто не имел права вынести или вывезти георгин из дворцового сада.

В том саду трудился молодой садовник. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды, не побоявшись запрета, прекрасный цветок. Он тайком вынес росток георгина из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А цветок с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся он по душе. Садовника звали Георгием. В честь садовника и был назван этот цветок – георгин.

Гелениум осенний

Гелениум — это настоящий подарок осени. Его цветы так многочисленны и красивы, что полностью расцветший куст похож на праздничный фейерверк из солнечно-жёлтых, кирпично-багровых или оранжево-красных капелек-всплесков. Высокие кусты гелениума напоминают форму крупного компактного букета и неизменно становятся осенним украшением любого дачного участка. Гелениум будет сопровождать нас до самых заморозков, собирая со всей округи пчёл и притягивая взгляды своим радостным солнечным цветением.

Анемона

Эти милые трогательные цветы напоминают весенние первоцветы. Нежные и лёгкие, они покоряют своей беззащитностью в преддверии зимы, и тем разительнее контраст между тёплой чистотой лепестков и холодными признаками увядания природы.

Название «анемона» (ветреница) имеет греческое происхождение,его философское трактование означает примерно следующее: «Порывы ветра, раскрывающие цветок, в конце концов тоже унесут увядшие лепестки». Но, несмотря на свою визуальную хрупкость и неизбежные холода, анемоны проявляют удивительную стойкость и очень неприхотливы в уходе.

Цинния

Цинния изящная — один из самых любимых садоводами декоративных красивоцветущих однолетников. Кстати, многим цинния известна под простонародным названием «майоры» или «майорики». Эти яркие весёлые цветы, и правда стоящие как солдатики навытяжку на своих прямых стебельках, расцветят осеннюю клумбу всевозможными оттенками и будут радовать весь сентябрь богатым стабильным цветением.

Благодаря своей устойчивости и неприхотливости, цинния всегда желанный гость на любом дачном участке, а уж как бабочки и птицы её любят! Язык цветовнаградил циннию своими многозначительными символами:

белые циннии — это доброе отношение

красные — постоянство,

жёлтые — тоска и жажда встречи,

розовые — символ памяти о том, кого нет сейчас рядом.

Осенние цветы…

Бордовый, жёлтый, красный…

Осенние цветы по-своему прекрасны.

Цветок этот — подарок Малой Азии, и название его в переводе с греческого значит «цветок дождей», так как на родине он начинает распускаться как раз с наступлением теплых весенних дождей.

Гиацинт

Был солнечный день 1734 года и произошло это в Голландии. Дети играли на берегу моря и заметили у самой воды неизвестный им цветок. Листьями был он похож на тюльпан, а стебель был усеян множеством мелких красивых цветочков.

Взрослые, увидев это растение тоже пришли в недоумение. Пошли по берегу дальше и увидели еще несколько проросших луковиц. И люди вспомнили, что месяц назад была буря и неподалеку затонул генуэзский корабль, который перевозил цветочные луковицы.
Жители перенесли новое растение в свои сады.
Это оказались гиацинты. Цветы стали скрещивать, чтобы получить более красивые разновидности, каждому новому сорту давали новое название.
Чарлз Дарвин в книге «Изменение животных и растений под влиянием одомашнивания», изданной в Амстердаме в 1768 году, писал:
«Если разрезать пополам луковицы синего и красного гиацинтов и сложить их вместе, то они срастутся и дадут общий стебель. Я видел собственными глазами гиацинт с красными и синими цветами. Но всего замечательнее то, что иногда получаются цветки, в которых оба цвета слиты в один».
И далее: «Гиацинт замечателен тем, что от него произошли разновидности с ярко-голубыми, розовыми и определенно желтыми цветами. Эти три простых цвета не встречаются у разновидностей какого-либо другого вида; они вообще встречаются не часто даже у отдельных видов одного и того же рода».

1
2
3

Название цветка «гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки называли его и цветком печали и еще цветком памяти» о Гиацинте.

Есть такая старинная легенда.

Юный сын царя Спарты — Гиацинт был так прекрасен, что мог сравнится своею красотою с богами-олимпийцами. Ему покровительствовали бог южного ветра Зефир и Аполлон.
Часто посещали они своего друга на берегах Эврота в Спарте, охотились в густо разросшихся лесах, развлекались спортом, в котором спартанцы были необычайно искусны.
Однажды Аполлон и Гиацинт состязались в метании диска. Отдать предпочтение кому-либо из спортсменов было невозможно — Гиацинт выступал не хуже бога.
Напрягая последние силы, метнул диск Аполлон под самые облака, а Зефир, жаждавший победы друга, так сильно подул, что диск ударил в лицо Гиацинту смертельно ранив его. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в чудесные цветы, чтобы память о нем жила среди людей.

Александр Александрович Киселев. Умирающий на руках Аполлона Гиацинт. 1884
4
5
6

В Древней Греции Гиацинт слыл символом умирающей и воскресающей природы. На знаменитом троне Аполлона из Амикл было запечатлено шествие Гиацинта на Олимп. Якобы основание статуи Аполлона, восседающего на троне, является жертвенником, в котором захоронен погибший юноша. Во время праздника гиацинтий в жертвенник входили через медную дверь и там приносили подношения Гиацинту.
Со временем культ Гиацинта был вытеснен культом Аполлона.

Празднование превращается в романтическую легенду двуначалия, и как в Древней Греции, в Малой Азии, так и на юге Италии празднества гиацинтии отмечаются и в честь Гиацинта, и в честь Аполлона. В первый день празднества все предавались печали, приносили поминальные жертвы, а в другие два устраивали веселые игры и состязания в честь Аполлона.
Если смотреть на растение сбоку, то каждый маленький цветок напоминает две греческие буквы — ипсилон (с которого начинается греческое имя Гиацинт) и перевернутую альфу: где слились первые буквы Гиацинта и Аполлона. Выглядит буква так: Υ, υ.

Отношение к растению у древних греков носило двоякий характер. С одной стороны цветок был символом печали, горя и смерти. С другой стороны, в дни свадеб, подруги невест украшали ими волосы, а сейчас цветы и луковицы гиацинтов вывешиваются в Греции в качестве предохранительных амулетов над дверями деревенских домов.
Разводили селекционеры гиацинт в Персии, в Византии. После завоевания Византии турками, гиацинт стал излюбленным цветком турок, в начале ХVI века он попал в Вену , в Голландию, которая стала как бы его второй родиной. Разведение гиацинтов стало массовым явлением. Получали новые сорта с разной окраской листьев и цветов, разными размерами, формой и количеством. Зафиксирован случай, когда одна луковица дала три стрелки с голубыми на одной, красными на другой и фиолетовыми на третьей цветами.
Количество новых сортов со всего четырех в 1597 году, достигло двух тысяч в 1768.

Старинная английская путешественница Дэллауэй (Dallaway), посетившая Константинополь в начале XVII, столетия, рассказывает, что в серале самого султана был устроен особый чудный сад, в котором кроме гиацинтов не допускалось никакого другого цветка. Цветы были рассажены в продолговатых, обложенных изящными голландскими черепицами клумбах и своей прелестной окраской и дивным запахом очаровывали каждого посетителя. На поддержку этих садов тратились громадные деньги, и в пору цветения гиацинтов султан проводил в них все свободные свои часы, любуясь их красотой и упиваясь их сильным запахом, который восточным людям так нравится.
Кроме обыкновенных, так называемых голландских, гиацинтов в садах этих разводили еще и близкого их родственника — гроздеобразный гиацинт (H. muscari), носящий по-турецки название «Муши-ру-ми» и обозначающий на восточном языке цветов «Ты получишь все, что я только могу тебе дать». Вот почему у нас мускари называют мышиный гиацинт — просто это созвучно с турецким названием и так «легло на ухо».

Мускари или Мышиный гиацинт

Упоминается необыкновенный способ выращивания гиацинтов корнями вверх. Был изобретен стеклянный сосуд, в одну половину которого вливали воду, а в другую, с узким и широким отверстиями, насыпали землю и сажали две луковицы цветка. Один цветок поднимался вверх, второй выходил в узкое отверстие и как отражение рос и зацветал в воде. Изобретению этого способа любители обязаны случаю, происшедшему с французским садоводом Гонфлие. У него однажды опрокинулся вверх дном на решетку, закрывающую бассейн с водой, горшок с проросшими гиацинтами. Через какое-то время садовод решил поставить горшок в нормальное положение, однако растение проросло через решетку в воду.
Прелестный этот цветок имел во Франции одно время очень печальное применение: им пользовались для одурения, доходившего до отравления, тех лиц, от которых почему-либо желали избавиться. Особенно это практиковалось с женщинами, и притом главным образом в XVIII столетии.
Обыкновенно предназначавшиеся для этих целей букет или корзина гиацинтов опрыскивались чем-нибудь таким ядовитым, что могло быть замаскировано сильным запахом этих цветов, или же цветы ставились в таком количестве в спальню или будуар, что сильный запах их производил у людей нервных страшное головокружение и причинял даже смерть.

Насколько последнее верно — трудно поручиться, но в мемуарах жившего во времена Наполеона I при французском дворе г-на Сам приводится случай, когда одна вышедшая по расчету за богатого человека аристократка уморила его, убирая ежедневно спальню массой цветущих гиацинтов. Подобный же случай приводится Фрейлигратом в его поэме «Месть цветов». Да и вообще, надо заметить, немало есть людей, которые не выносят одуряющего запаха этого цветка, чувствуют дурноту и даже падают в обморок.

Махровый гиацинт появился при следующих обстоятельствах.
Гаарлемский садовод Петер Форельм неожиданно заболел именно тогда, когда в оранжерее должен был зацвести уникальный сорт гиацинта. По ходу подрастания растения селекционер обрывал лишние бутоны, но из-за болезни селекционера, а ему пришлось целую неделю провести в постели, цветку никто расти не мешал, в результате появилось растение с многочисленными лепестками, которое и стало родоначальником всех махровых гиацинтов.

Гиацинт махровый
8
9
10
11

В России первые гиацинты появились в 1730 году. Шестнадцать сортов для Анненгофского сада в Лефортове выписал из Голландии садовод Брантгоф. Ботаник А. И. Реслер вырастил в 1884 году луковицы гиацинта в Батуми и доказал, что это растение вполне может произрастать на Кавказском побережье Черного моря и луковицы перестали импортировать. С тех пор отечественные сорта гиацинтов не уступают импортным ни по красоте, ни по времени цветения.

Гиацинт – цветок любви, счастья, верности и скорби.

Существует еще и более поздняя легенда.

Во время Троянской войны Аякс и Одиссей заявили свои права на обладание оружием Ахилла после его смерти. Когда совет старейшин несправедливо присудил оружие Одиссею, это настолько потрясло Аякса, что он пронзил себя мечом. Из капель его крови вырос гиацинт, лепестки которого по форме напоминают первые буквы имени Аякса – альфу и ипсилон.

Локоны гурий — так величали гиацинт в странах Востока. «Черных завитков сплетенье лишь рассыплет гребешок. И потоком гиацинты упадут на розы щек», – так писал узбекский поэт XV века Алишеру Навои.

Утверждение, что якобы красавицы научились завивать волосы у гиацинтов, появилось еще в Древней Греции. Около трех тысячелетий назад девушки – эллинки украшали гиацинтами прически в день свадьбы своих подруг.
Персидский поэт Фирдоуси сравнивал волосы красавиц с закручивающимися лепестками гиацинта и очень ценил аромат цветка: «Её уста благоухали лучше, чем легкий ветерок, а гиацинтоподобные волосы приятней, чем скифский мускус».
Гиацинты в садах долго культивировались только в странах Востока. Там они пользовались популярностью наравне с тюльпанами. Гиацинт поселился в Греции, Турции и на Балканах. Он был популярен в Османской империи, откуда был ввезен в Австрию, Голландию и распространился по всей Европе. В Западную Европу цветок попал во второй половине XVII века, прежде всего в Вену.

13
14
15

Еще в 18 веке усилия голландцев были направлены сначала на разведение, а потом и на выведение новых сортов этого цветка. Многие способы, направленные на то, чтобы быстрее размножить гиацинты не удавались. Однако помогла случайность. Однажды мышь выгрызла донце у луковицы редкого сорта. Но неожиданно для обладателя редкости и к его радости, вокруг пострадавшего места появились маленькие луковки, их было много! С тех пор голландцы стали специально вырезать донце или надрезать луковицу крестообразно. В поврежденных местах образовывались крошечные луковички. Правда, они были малы, не цвели и их доращивали 3–4 года. Таким образом луковиц стали выращивать все больше, и вскоре Голландия организовала их экспорт.

16
17

Очень увлекались гиацинтами в Германии. Во второй половине XVIII века, когда Давид Буше (потомок гугенотов) устроил в Берлине первую выставку гиацинтов. Выставленные им цветы так поразили своей красотой и пленили чудным запахом всех берлинских любителей цветоводства и вообще берлинскую публику, что многие занялись их культивированием с не меньшим рвением, чем в былые времена голландцы. Ими увлекались даже такие серьезные люди, как придворные капелланы Рейнгард и Шредер, которые с этого времени не только культивировали в огромном количестве эти цветы почти до самой своей смерти, но и вывели множество их разновидностей.
Несколько лет спустя возникла в Берлине, на Комендантской улице, возле гиацинтовых культур этого Буше даже особая, основанная его родственником, Петром Буше, знаменитая берлинская кофейня, куда собиралась вся знать и все богачи Берлина, чтобы попить кофе и полюбоваться гиацинтами. Посещение это вошло в такую моду, что у Буше неоднократно бывал и любовался его цветами сам король Фридрих-Вильгельм III.
Такое увлечение берлинской публики гиацинтами не замедлило породить массу конкурентов Буше среди других садоводов, и в 1830 году близ Шлезвигских ворот гиацинтовыми культурами покрылись целые поля. Достаточно сказать, что на них рассаживали ежегодно до 5.000.000 гиацинтовых луковиц!
Чтобы посмотреть эти цветущие поля гиацинтов, ежегодно в мае стекалось туда все население Берлина: и конные и пешие, и богатые и бедные. Это было что-то вроде мании, какое-то паломничество. Тысячи людей часами стояли вокруг этих полей и упивались красотой цветов и чудным их запахом. Не побывать на гиацинтовых полях и не увидеть их считалось непростительным… При этом за ближайшее рассмотрение цветов садоводы взимали немалую входную плату, а также немало выручали денег и за продажу букетов из срезанных гиацинтов, приобрести которые каждый мало-мальски зажиточный человек считал для себя обязательным.
Но все на свете преходяще. И столь славившиеся в начале сороковых годов эти гиацинтовые выставки и поля начали мало-помалу надоедать, все менее и менее привлекать публику и десять лет спустя совсем прекратились.

Стихи о гиацинте.

Легенда о растении

Наверное, на земном шаре нет такого народа, который бы бережно не хранил в своей культурной копилке старинные сказания и легенды, посвященные разным растениям, цветам, травам. Одним из них издавна приписывались волшебные чары, другие сулили беду и несчастье, а третьи – обещали богатство и успех. Узнаем, как возникли легенды о растениях.

История возникновения легенд

Наши далекие предки познавали окружающий мир не прямым, а окольным путем, в соответствии со своими представлениями о жизни. Любое непонятное или загадочное явление, которому они не могли дать простого и понятного объяснения, становилось проявлением волшебным сил.

Не исключением стали и растения, многие из которых не переставали удивлять людей своими свойствами. Их начали выращивать много тысяч лет назад, и на протяжении всего этого времени из поколения в поколение передавались красивые истории и легенды, связанные с ними.

Рис. 1. Растения.

Папоротник

В древности все, что было непонятно, что не находило объяснения, сразу же переходило в разряд волшебного и сверхъестественного. Так в центре внимания оказался папоротник, который никогда не цвел, но при этом каким-то образом размножался. Ведь все растения цветут, а папоротник – нет, значит, он волшебный!

Так папоротник наделили магическими свойствами, и на свет появилась легенда, согласно которой это удивительное растение цветет только раз в году, в ночь Ивана Купала. И если отыскать цветущий папоротник, то с его помощью можно отыскать несметные сокровища, зарытые в земле.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Лекарственные растения
  • 2. Какие бывают растения (2 класс)
  • 3. Дикорастущие и культурные растения (2 класс)
  • 4. Природа и рукотворный мир

Рис. 2. Папоротник.

Легенда о папоротнике настолько популярна, что даже сейчас, когда уже давно доказано, что этот вид растений размножается спорами, а не семенами, находятся люди, которые терпеливо ждут праздника Ивана Купала, чтобы отыскать цветок папоротника и найти клад.

Женьшень

Женьшень – лекарственное растение, обладающее мощными целебными качествами. О его врачевательской силе было известно три тысячи лет назад, когда знахари использовали его в своих целях.

В переводе с китайского женьшень означает два слова: жень – «человек», шень – «корень». И это неспроста, поскольку корень этого лекарственного растения очень сильно напоминает фигурку человека.

Рис. 3. Корень женьшеня.

Древние китайцы высоко ценили и почитали женьшень, и его стоимость была невероятно высока. Они искренне верили, что во время своего цветения женьшень наполняется магической силой, а его корень даже светится в темноте. Согласно поверью, если удастся добыть такой светящийся корень, то им можно будет не только вылечить все болезни, но даже воскресить мертвых. Только вот незадача – цветущий женьшень стерегут тигр и дракон, и раздобыть его совсем непросто.

Что мы узнали?

При изучении темы «Легенда о растении» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали, почему в древности люди наделяли растения мистическими свойствами, почему слагали о них легенды. Также мы познакомились с самыми популярными легендами о растениях.

Тест по теме

Оценка доклада

Сад

  • образ идеального мира, потерянный и обретённый рай;
  • преобразованная и упорядоченная человеком природа, упорядоченный космос;

Парковый (английский) сад как антитеза регулярному (французскому).

Огород, вертоград.

рай

Розарий

Поклонение садам восходит к древнейшим временам: индуистская мифология рассказывает о райском саде, космическом центре, в котором есть дерево, исполняющее любые желания; обители богов были окружены цветущими садами с прудами. Земные сады с гротами, прудами, природными водоемами, украшенными фонтанами с лебедями и другими водоплавающими птицами, предназначались для медитации.

О Традиционно сад — это центр Космоса, Эдем, Парадиз; у мусульман он обнесен оградой, в центре его располагается фонтан; здесь могут быть водопады, монастырские обители с галереями и т. д.

о Японский сад разбит по принципу асимметрии, которая подразумевает движение, такой сад специально оставляют незавершенным, чтобы в нем имелось свобод-

ное пространство» дабы воображение предающегося созерцанию могло здесь просторно перемещаться. О Божественный сад (ивасака или шин-ен), предшествующий японскому храму,— это синтез Универсума с его священным Древом Жизни (химорожи), который содержит в своих недрах солнечную энергию; на входе к нему — три тории (порталы без дверей, образованные двумя балками, поддерживаемыми вертикальными колоннами,— это символы насестов в знак помощи, оказанной богам птицами) и мосты над водными потоками. Между входом и самим святилищем есть проход в виде небольшого водоема с чистой водой, в котором омывают руки и рот, так как вода обладает очистительным свойством, препятствующим проникновению всего дурного или нечестивого.

^ Сад — это архетипический образ души, невинности, счастья, а в снах он является местом» где растут и культивируются жизненные феномены. Такой сад может быть аллегорией Я, если в центре его находится большое дерево или фонтан.

Идея замкнутого пространства, огражденного стеной или забором (hortus conclusus), внутри которого полное изобилие, была использована в качестве символа непорочного зачатия (см. Дева Мария). Сад в более общем смысле указывает на девственность Девы Марии, когда он становится местом действия Благовещенья; в саду находится Дева Мария с единорогом; Или Дева Мария с Младенцем, возможно, в окружении роз.

Едемский сад см. Адам и Ева.

В светском искусстве в Саду Любви главенствует фигура Купидона, украшающая фонтан.

Цветочный сад может быть тем местом, где расположилась персонифицированная Весна. См.тж. Флора; Геркулес.

Воплощение загробного мира как благого места. • обретение плодов • лабиринт • мир сотворенный, обустроенный, разумный или чувственный.

Символ рая («Райский Сад», «Поля Блаженных», «Лучшая страна»). При этом тесно связан с символикой Создателя как садовника и Творения как разбивки сада (упорядочивания вселенной и, или изначального Хаоса) В его центре растет дерево, дающее жизнь, а его плоды или цветы — награда тому, кто отыщет центр. «Райский сад» указывает на Творца, поместившего первого человека в пространственно обозначенном, безопасном месте. За крытыми галереями средневековых монастырей располагались идиллические сады, которые отражали характерное для своего времени понимание утерянного рая.

В герметической традиции Господь — Садовник Жизни, который растит сад, чтобы расцвели плоды новой жизни; он же — Логос.

У инков «Сад Солнца» — образ мира, ?????? imago mundi.

У римлян огороженные погребальные сады рассматривались как копия Элизия. Сады с земными погребальными банкетами, олицетворяющими застолья в Элизии, были зачастую засажены виноградом, как для того, чтобы обеспечить возлияния, так и в качестве символа жизни и бессмертия. Там высаживались также розы, символизирующие вечную весну.

В более древние эпохи картина «сада Гесперид» символически отображала совокупность представлений о некой блаженной потусторонности (см. Потусторонний мир), где произрастают золотые яблоки (см. Острова блаженных).

Символ мира и обустроенного Космоса. Символ души и свойств, культивируемых в ней, а также укрощенной и упорядоченной природы.

Садовая архитектура Ренессанса и особенно барокко считала образцом культивирования жизни «французский сад». В противоположность этому «английский сад» означает возврат к нетронутой руками человека, неосвоенной природе, которая более соответствует романтическому мироощущению.

В даосизме миниатюрные сады — маленькая земная копия рая. Особенно изысканной является японская садовая архитектура с ее сознательным стремлением к гармонии стихий (элементов), что особенно видно по традиции составления букетов цветов (икебана). Ее происхождение связано с китайской садовой символикой, в которой такие естественные объекты, как камень, дерево, гора, пруд и остров, означают наглядное выражение божественных сущностей. Огромный императорский сад в Чанани эпохи Хань (ок. 50 до н. э.) символизировал всю поднебесную и теоретически включал всякое растение и живое существо, какое только можно было найти. Ведущими мотивами были центральные водные глади среди скал как символ моря с окружающими его горами (пять холмов символизировали страны света по даосистской картине мира). Пустое и заполненное пространства сада должны были находиться в гармоническом соотношении в качестве отражения соотношений основополагающих принципов инь и ян, чтобы вносить космическое равновесие в мир человеческий. Сосны, бамбуковые рощи и маленькие речушки придавали этому саду натурально-идиллический вид. Цепь ступенчатых пагод образовывала вход в сад, при этом огромный каменный блок являлся символом мировой горы Меру. Плоские и приплюснутые камни представляли женское начало, кеглеобразные — мужское. Живая и поныне китайская традиция садовой символики воодушевляет посетителей сада не только на то, чтобы обойти все кругом, но и на глубокие раздумья о гармонии «подвижного» и «покоящегося» миров. Весенний праздник цветения персиков отмечается тем, что пускается вплавь по течению чашечка с рисовым вином, и, прежде чем такое суденышко претерпит крушение, нужно успеть составить стихотворение. Вообще восточноазиатский сад должно всегда понимать как совершенное отображение космической гармонии, благоприятно воздействующее на человека.

В исламе Четыре Райских Сада — это Сады Души, Сердца, Духа и Сущности, символизирующие мистическое путешествие души.

В психологии сад — символ сознания, в противоположность пустыне бессознательного, а также ограждающего женского принципа. Часто используется как метафора любовного рая, созданного влюбленным — «садовый источник — колодезь живых вод» (Песнь Песней, 4:15). В символике сновидений сад расценивается также положительным образом. «Он — место роста, место, где холятся и лелеются переживания внутренней жизни, — пишет Э. Эппли. — В нем достигает своей полноты в особо упорядоченных и окрашенных формах ход времен. В нем жизнь и ее красочная полнота предстают в самом лучшем свете. Окружающая стена скрепляет воедино цветущие внутренние силы», причем ворота можно обнаружить часто только после того, как обойдешь всю стену.) «Это — символическое выражение длительного душевного развития, достигающего полноценного внутреннего богатства». Особенно благоприятно впечатляет такое сновидение, если в саду души, как в раю, можно обнаружить колодец, или водный источник, и древо жизни; «подобие» внутреннего сущностного стержня, «самости», душевного «сокровения».

В алхимической картине мира такой сад представляет собой некую обитель, куда можно ступить, лишь преодолев огромные препятствия и израсходовав много усилий. сквозь узкие ворота.

Огороженные сады заключают в себе женский, охранительный принцип и означают девственность.

У христиан огороженный сад — символ Девы Марии. Запертый сад является символом непорочного зачатия Девы Марии. Этот символ ведет свое происхождение из Песни Песней Соломона 4:12, где говорится: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник». В христианской иконографии огражденный сад символизирует девственность вообще и Деву Марию в частности («Мария в розовых кущах» — характерный сюжет иконографии). Таинственное плодородие запертого сада стало в христианстве символом Девы Марии, которую часто изображают на фоне сада в сцене Благовещения. Путь от неосвоенного леса через священную рощу ведет в сад, то есть искусственно обустроенный и обихоженный участок природы, что в традиционной символике толкуется положительно.

В Евангелии от Иоанна (20:15) Мария Магдалина, пришедшая ко гробу Господа рано утром, не узнала стоящего за ее спиной Иисуса. «Она. думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне…» Отсюда происходит обращение к Господу — Бож ественный Садовник. — Прим. ред.

В древних традициях образ идеального мира, космического порядка и гармонии — потерянный и вновь обретенный рай. Для всех основных мировых культур сады представляют собой и зримое благословение Господне (Божественный Садовник)*, и способность самого человек а достигнуть духовной гармонии, прощения и блаженства.

В орошаемых районах Египта и Ирана, похожие на оазисы, распланированные сады с дающими тень деревьями, цветами, запахами, птицами и текущей водой стали символами убежища, красоты, плодородия, чистоты и весенней свежести юности — предвкушения радостей бессмертия. Крестообразная планировка классического персидского сада, разделенного четырьмя ручьями, проистекающими из центрального источника или фонтана, основана на мифическом образе рая («рай» — этимологический синоним «сада»).

В Китае обширные сады с озерами, скалами и горами, созданные во время правления династии Хан, имитировали мифические Таинственные острова, где императоры надеялись оказаться в качестве бессмертных. Киото, идеальный пример японского искусства садоустройства, насыщен духовным символизмом.

Некоторые индийские сады имели форму мандалы.

Ацтекские сады, образ естественного мира в микрокосме, кроме растений включали и диких животных.

Сад в стиле барокко. И. Босхиус, 1702 г.

Римские пиры, (проводимые в поминальных садах, символизировали объединяющую пищу Элизиума.

Большое символическое значение на Укpаине игpал «садок вишневий коло хати». Он выполнял функцию обеpега от злой силы. Если возле хаты не было фpуктового сада, то говоpили, что там гуляют чеpти. Кpоме всего пpочего, вишневый сад — место девичьих гаданий. Если люди пеpеезжали на дpугое место, они сад не выpубали. Он должен был напоминать о pодовых коpнях (Скуратiвський, 1998).